Хочешь стать автором?

Родителям будущих школьников.О семейной инициации, и не только…

дошкольники

Осталось совсем немного времени до праздника 1 сентября. Но , представьте, этого времени достаточно, чтобы сделать ещё много важных психологических инвестиций в будущих первоклассников. Конечно , речь не идет о том , чтобы сейчас же засесть за учебники и книжки и восполнять образовательные пробелы.
Мы поговорим о другом:

1.Об инициации. В нашей модели культуры нет такого обряда , который посвящал бы ребенка в новый возраст, и значит – четко очерчивал бы границы нового этапа развития , формировал его задачи и цели. Напомню, что посвящение во что-то называется инициацией. Условно можно назвать инициацией прощальный утренник в детском саду. Но лишь условно , т к , прощаясь с важным отрезком своей жизни – дошкольным детством- ребенок не получает взамен четкого представления о том , какая жизнь ожидает его впереди, и главное, в чем её качественное отличие от прежней.
А ведь подобные обряды, как ни странно существовали в нашем советском прошлом.
Молодое поколение родителей, возможно , этого и не застало. Так, прием в октябрята знаменовал собой вступление в младший школьный возраст. Торжественное посвящение в пионеры — переход в среднюю школу. А вступление в комсомол было вступлением в юность.
И все это -красиво , торжественно, как истинный праздник. Меня , например, удостоили высокой чести вступления в пионеры на Малой земле, в городе –герое Новороссийске, расположенном на Черном море(я жила и училась тогда в России). Представьте , море , площадь у обелиска павшим воинам , барабанная дробь и торжественные слова клятвы.
Вы можете что-нибудь подобное увидеть или пережить сейчас? Увы , нет.
Переход к важным этапам взросления происходит буднично и вяло.
Возможно, прежнее культурное и социальное наследие когда-нибудь снова станет частью нашей общественной жизни. Но за это время наши малыши успеют повзрослеть.
Не утратить торжественную и почти мистическую ценность важных этапов развития вашего ребенка поможет семейная инициация, или праздник посвящения в школьники.
Устройте настоящий праздник для малыша, пригласите друзей, организуйте сладкий стол. Ребенок услышит поздравления, получит полезные подарки для новой школьной жизни, прочувствует атмосферу радости и праздника — и все это создаст новый психологический маркер перехода, соединив взросление с эмоциями радости и счастья.

2.Об адекватном отношении к школе.
Все родители знают, что необходимо формировать положительный образ школы(хотя не все это делают).Но и здесь важно не переборщить. Школьная жизнь связана с большим количеством самоограничений , в школе много запретов , и если ориентировать ребенка только на праздник и эйфорию, то скорее всего, его постигнет жестокое разочарование в первые же недели учебы.

Первоклассник пришел домой из школы и заявил, что никогда больше туда не вернется.
Но почему? — удивились родители.

-Мало того , что я не умею читать и писать , так еще и разговаривать нельзя. И учительница попалась безграмотная .Сама ничего не знает , а нас спрашивает: как пишется буква а, сколько будет 1+1. Не пойду!

3.Об инструкциях и правилах. Многие родители считают необходимым навыком для дошкольника умение писать и считать. Но все же основное умение, которое необходимо формировать у ребенка — это способность работать по образцу или шаблону.
Одно из психологических измерений при приеме в школу- копирование бессмысленных слов. Если ребенок копирует , воспроизводит близко к оригиналу(даже при отсутствии умения писать) – это благоприятный фактор школьной зрелости.
Потребность в выполнении инструкций и правил –природная. Во-первых, она даёт ребенку ощущение безопасности. Во-вторых, без неё невозможен был бы сам процесс научения.
Но ,к сожалению, эта потребность буквально истребляется новомодными стратегиями воспитания, когда ребенку вообще не предъявляется никаких запретов, «ему все можно, потому что он- личность». Но личностью становятся в результате социального научения. А как научить , если нет никаких правил?
Предлагаю уже сегодня подумать над созданием некоторых семейных правил(если по каким-то причинам они не созданы были раньше). Например, убирать за собой игрушки, застилать постель… Все это пригодится во время школьной жизни, когда привычка к соблюдению правил будет структурировать время для работы и отдыха. Кроме того, правила ненавязчиво и неконфликтно создают ситуации преодоления, в которых ребенок выполняет то , чего требуют обстоятельства(а не его желания), содействуют развитию воли.
А воля – это тот познавательный процесс, который склеивает ,цементирует учебную деятельность школьника.
Действительно, в первом классе ребенок попадает в среду, где многого нельзя. Нельзя разговаривать во время урока и бурно выражать свои эмоции, самостоятельно покидать рабочее место и т д. Привыкший к выполнению правил ребенок легко примет и школьные правила. Если же он рос в «мягкой вате» и умело манипулировал взрослыми, избегая всяких самоограничений, то школьные правила могут стать для него фактором стресса и разочарования в школе.
Правила полезно записать на стикерах и расклеить по комнате. Желательно, чтобы существовали правила и для взрослых членов семьи.

4.О культе учителя. Некоторых молодых родителей умиляет вольное и не всегда корректное обращение ребенка к взрослым, в том числе – и к ним самим. В этом видят свободное проявление чувств и основу лидерского поведения.
На самом деле на такое поведение должен быть наложен категорический запрет, особенно –если речь идет о школе и об учителях.
Важно объяснить ребенку , что такое субординация, как следует обращаться к учителю, как реагировать на похвалу, а также замечания и критику.
В 1-м классе культ учителя – весьма позитивное явление, поскольку он формирует школьную мотивацию. Школьные знания ценны для первоклассника настолько, насколько ценен в его глазах носитель знаний.

5.О талисманах. Вы будете на правильном пути, если вручите своему ребенку некий школьный оберег, который будет помогать ему в школе. Скажите малышу, что он будет привлекать к нему новых друзей, придавать уверенности на уроках и т. д. Конечно, зачастую сила таких талисманов связана с эффектом плацебо. Но нам-то какая разница! Главное , чтобы он работал. А он работает, поскольку с талисманом связаны родительские программы, ориентирующие на успех.

Практический психолог высшей категории Зарема Джандар.

Понравилась статья? Добавь в закладки браузера: Добавить в закладки
Вы можете оставить комментарий, или трэкбек со своего сайта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос *

Адаптировал: Александр Божок, Бовкун Артем Google+