Хочешь стать автором?

Ребенок идет в детский сад…

755598

Вопрос, который чаще всего задают родители: нужно ли отдавать ребенка в детский сад? Уж очень всех пугают страшилки о бесконечных инфекциях и психотравмах, нанесенных ранимой детской душе именно в дошкольном учреждении. И если школу никак не просачкуешь, то садик можно и обойти. Можно нанять няню, можно уговорить бабушку посидеть с внуком или внучкой, можно, в крайнем случае, бросить работу. Чего ни сделаешь ради малыша?

Мой совет: если нет серьезных медицинских противопоказаний, детского сада лучше не избегать. О серьезных проблемах, если таковые существуют, вам обязан сообщить педиатр или детский психоневролог. Такие же симптомы, как тревожность, инфантильность, капризность или истеричность, агрессивность, наличие страхов и пр., не являются основанием для отказа от посещения дошкольного учреждения. «Почему?» – спросите вы. Да хотя бы потому, что эти проблемы как раз и решаются благодаря погружению ребенка в социум, который является прекрасным психологическим тренажером. Кроме того, именно в коллективе усваивается широкий спектр поведенческих стратегий. Посудите сами, любой ребенок умеет манипулировать своими любящими родителями. Он знает, на какие кнопочки необходимо нажать, чтобы получить желаемое. А в детском саду, где эти методы не срабатывают, ребенок вынужден находить иные – адекватные и честные (психологи называют их ассертивными) способы взаимодействия с окружающими. Вот пример: всякий раз, когда ребенок сталкивается с отказом родителей удовлетворить его просьбу, он заходится в слезах и плачет до появления спазмов. Родители воспринимают это как признаки удушья, пугаются и идут на уступки, только бы дитя успокоилось. Происходит подкрепление истерического поведения малыша, и его атака на родителей становится все более интенсивной. Но если наш герой попробует провести такие маневры в окружении детей, это однозначно не сработает. Ровесники не станут реагировать на истерику и крики положительным подкреплением. Напротив, они осудят плаксу и даже не возьмут его в игру. Постепенно ребенок перестанет расценивать свое манипулятивное поведение как действенное и откажется от него. Он попытается искать иные, более эффективные способы коммуникации с миром. А это как раз то, что и требуется для социального развития ребенка. Неслучайно детский сад считают первым общественным институтом социализации.

Ещё один популярный родительский вопрос: являются ли альтернативой классическому дошкольному учреждению современные центры развития, кружки и секции? Увы, не являются. В таких центрах ребенок, конечно же, общается с другими детьми. Но понятие социализации гораздо шире понятия «общение». Её результатом является умение эффективно утверждаться в обществе – проходить через ситуации отбора и конкуренции, разрешать конфликты, уметь выигрывать или, напротив, уступать, находить друзей и многое-многое другое. В детском саду ребенок волей-неволей приобретает перечисленные навыки: он ссорится и мирится, ревнует, отбирает игрушки у окружающих или приносит свои и раздает. Словом, ребенок овладевает наукой жизни в социуме. А эту науку не освоишь по учебникам, и восполнить упущенное будет крайне трудно, потому что у каждого возраста свои задачи.

Все сказанное не означает, что, признав необходимость дошкольного учреждения, нужно бросить ребенка в новую среду обитания и отойти в сторону. Социализация – процесс болезненный. Ребенок страдает, переживает и по-настоящему боится нового окружения. И ваши помощь и присутствие потребуются ему как никогда прежде.

Вот некоторые несложные правила для родителей, которые ускорят процесс адаптации ребенка к жизни в дошкольном учреждении:
1.Освоение новой территории необходимо начать заблаговременно. Прогуливаясь, зайдите с ребенком на игровую площадку садика (предварительно доворившись с воспитателем). Пусть малыш постоит в сторонке, посмотрит, как играют другие дети. Очень скоро он сам захочет к ним присоединиться.

2. В первые дни пребывания малыша в саду постарайтесь забирать его сразу после тихого часа. Пусть послеобеденный сон будет времЕнным маркером: «Когда проснусь –придет мама». Раньше забирать не советую. Ведь дети обычно не любят спать днем. И упразднение тихого часа будет усиливать привлекательность жизни вне садика.

3. Уходя, покажите малышу на циферблате то время, когда вы за ним придете. Ни в коем случае не нарушайте вашей договоренности! Не опаздывайте ни на минуту! Помните, что ваша пунктуальность – гарант того чувства безопасности, которое появится у ребенка.

Необходимо учесть, что ребенок живет в особенном временном измерении. Вспомните свои ранние детские чувства-ощущения. Обычный день вмещал в себя так много новых впечатлений и столкновений с неизведанным, что казался безграничным, как Вселенная. А время стресса – еще бесконечнее.

Самый серьезный детский страх – а вдруг за мной не придут?! Вдруг забудут?

А вдруг – с глаз долой, из сердца вон?!

Никакие увещевания (Ты же большой мальчик! Как не стыдно, на тебя дети смотрят!) не действуют. Плевать ему на то, что на него кто-то смотрит! У него мир рушится. Теряется ощущение безопасности. Он согласен выглядеть плохим, бессовестным, каким угодно. Только бы его не бросали одного в этом чужом мире!

Если эта картинка показалась вам триллером, спешу вас успокоить: во-первых, такие серьезные страхи «погружения» в детсадовскую жизнь испытывает далеко не каждый ребенок. Во-вторых, отдельно взятый страх – ещё не проблема. Это всего лишь эмоция, хотя и очень неприятная. Проблемой страх становится тогда, когда превращается в устойчивый эмоциональный фон, который не уходит на протяжении двух-трех недель; когда ребенок не в состоянии отвлечься на игру или общение. В этом случае необходима помощь профессионального психолога.

4.Не стыдите ребенка, не ругайте за то, что он боится расставания с вами. Напротив, легализуйте страх, выведите его из зоны табу.

«Ты боишься, понимаю…». А какой у тебя страх – большой или маленький? А может, мы его нарисуем?

Опредмечивание страха – известный способ психотерапии. Все, что проговорено, нарисовано, выражено в танце и т.д., теряет эмоциональную насыщенность и со временем блекнет.

5. Если ребенок плачет во время расставания с вами, вцепляется в подол, предупредите его, что разрешаете ему поплакать ещё 2 минуты. Вы понимаете, что ему страшно (обидно, горько и т.д.). Но через 2 минуты вам все равно придется уйти. И по истечении указанного времени решительно уходите. Скорее всего, ребенок усилит атаку на вас, пытаясь одержать верх. Но важно помнить, что длительные уговоры или задабривания могут стать подкрепляющим фактором для детских истерик. И тогда поведение ребенка станет спекулятивным.

6.Поинтересуйтесь у воспитателя, как долго ребенок страдал и плакал после вашего ухода. Если скоро отвлекся, включился в игру – все в порядке. Ваша поведенческая тактика верна.

Если же он весь день просидел в углу, отклонял попытки вовлечь его в игры, отказывался от общения, от еды – это признак серьезной дезадаптации и повод обратиться за помощью к специалисту.

Резюме:

Для успешного развития ребенку необходима среда сверстников. Она создает ситуации преодоления, в которых формируется воля и социальный иммунитет. Без этого навыка трудно достичь успеха в жестоком и требовательном мире взрослых.

Поэтому не стоит избегать этого важного этапа в жизни ребенка.

Просто пройдите его вместе с ним.

Зарема Джандар.

Понравилась статья? Добавь в закладки браузера: Добавить в закладки
Вы можете оставить комментарий, или трэкбек со своего сайта.

Есть 1 комментарий. к “Ребенок идет в детский сад…”

  1. [...] — Обязательно скажите ребенку, что вы уходите. Спешные убегания «по-английски» травмируют ребенка, лишают чувства безопасности, создают ощущение, что мама может уйти в любую минуту, стоит ей только скрыться из глаз. И с этой поры малыш будет неусыпно следить за вами, не будет доверять вам, и пускаться в слезы каждый раз при разлуке. Не провоцируйте ребенка таким уходом. А лучше предупредите. Помашите ручкой на прощание. «Пока, пока, я ухожу, но скоро вернусь». [...]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос *

Адаптировал: Александр Божок, Бовкун Артем Google+