Хочешь стать автором?

Непослушный ребенок: что делать? Часть 1

Непослушный ребенок: что делать? Часть 1

Сетования родителей на непослушание ребенка встречаются очень часто. Как вести себя с непослушным ребенком? Можно ли его наказывать? Как изменить его поведение? Об этом и не только – в интервью с практическим психологом Заремой Джандар.

Непослушный ребенок: что означает это словосочетание?

– Начнем с того, что такое послушный ребенок. Это ребенок, способный подчиняться правилам, которые устанавливаются значимыми взрослыми, то есть родителями. Следовательно, непослушный ребенок – тот, который этим правилам не подчиняется.

Из сказанного выше вытекает следующая формулировка: воспитательная задача взрослого – установить правила, ознакомить с ними ребенка и требовать их выполнения. Эти правила особенно важны для маленьких детей, так как дают им ощущение безопасности. Из чего складывается это ощущение? Взрослые устанавливают границы приемлемого и недопустимого в поведении ребенка. И не позволяют ребенку выходить за эти границы. «Значит, ничего плохого со мной не произойдет, – думает ребенок, потому что всемогущие взрослые этого не допустят. Они не позволят мне поступать плохо с другими, а другим – плохо поступать со мной».

Конечно, время от времени он дергает замки и проверяет их крепость. И таким образом возникают эпизоды непослушания. Но если взрослые проявляют твердость, то непослушание так и остается эпизодом поведения.

Означает ли это, что послушный ребенок должен всегда и во всем подчиняться взрослым?

– Разумеется, нет. Мы ведь не воспитываем маленьких роботов. И правила не регламентируют поведение ребенка с утра и до вечера. Иначе они бы подавляли инициативу ребенка, подавляли его природную любознательность. Но при всем этом именно правила семьи дают ребенку представления о том, что хорошо, а что плохо. Что можно, а что нельзя. Именно эти правила формируют ценностные ориентации ребенка. И обеспечивают его безопасность.

Вы не сможете оградить ребенка от бед, если не научили подчиняться правилам семьи.

Например, правило может звучать так: ребенок не имеет права обзывать и оскорблять своих родителей ни при каких обстоятельствах. Эмоции разрешены, а оскорбления – нет.

Или: нельзя брать без разрешения чужие вещи. Но ребенок должен знать, что его вещи, например, игрушки, тоже не будут брать без его разрешения.

Что делать, если ребенок не подчиняется правилам?

– Неподчинение правилам чаще всего продиктовано желанием ребенка протестировать взрослого, проверить, насколько крепка его позиция. Поэтому нельзя игнорировать эпизоды сознательного неповиновения. Ведь задача взрослого – научить ребенка слушаться. А если послушания нет, необходимо применить санкции. Но прежде нужно ознакомить ребенка с последствиями его поступка.

Можно использовать метод трехэтапного реагирования на конфликтное поведение.

Вначале предупредите ребенка, что его поведение выходит за границы допустимого.

Например, ты громко кричишь и пугаешь свою маленькую сестренку. Пожалуйста, прекрати.

Если это не работает – наступает следующий этап.

Если ты не прекратишь кричать, то будешь наказан (скажите, как именно Вы накажете ребенка).

При злостном неповиновении необходимтретий этап – наказание.

Если вы пообещали наказать и не наказали, то ваш авторитет будет безнадежно утерян.

zarema

Зарема Джандар,
практический психолог высшей категории,
тел.: (063) 033 23 98;
скайп: z.dzhandar

Понравилась статья? Добавь в закладки браузера: Добавить в закладки
Вы можете оставить комментарий, или трэкбек со своего сайта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос *

Адаптировал: Александр Божок, Бовкун Артем Google+