Хочешь стать автором?

Детский сад. Вакцина против счастливого детства или стимул к развитию?

Детский сад. Вакцина против счастливого детства или стимул к развитию?

Вопрос, который чаще всего задают родители: нужно ли отдавать ребенка в детский садик? Ведь всем известны страшилки, связанные с бесконечными детскими болезнями или психотравмами, нанесенными ранимой детской душе именно здесь, в дошкольном учреждении. И если школу «не просачкуешь», то садик можно и обойти. В крайнем случае – бросить работу. А можно найти няню. Или уговорить бабушку посидеть с ребенком. Чего не сделаешь ради малыша?

Мой совет: если нет серьезных медицинских противопоказаний, то детского сада лучше не избегать. Об этих противопоказаниях вам обязан сообщить педиатр или детский психоневролог. Все остальные трудности психологического генеза (как то: тревожность, инфантильность, капризность или истеричность, агрессивность, наличие страхов и т.д.) не являются серьезным препятствием для посещения дошкольного учреждения. «Почему?» – спросите вы. Да хотя бы потому, что эти трудности как раз и преодолеваются благодаря погружению ребенка в социум, который является прекрасным психологическим тренажером. Кроме того, именно здесь усваивается широкий репертуар поведенческих стратегий. Посудите сами: любой ребенок умеет манипулировать своими любящими родителями. Он знает, на какие кнопочки необходимо нажать, чтобы получить желаемое. А в детском саду, где эти способы «не катят», ребенок вынужден находить иные, адекватные и честные (психологи называют их ассертивными) способы взаимодействия с окружающими. Вот пример: всякий раз, когда ребенок сталкивается с отказом родителей удовлетворить его желание (например, подолгу сидеть перед компьютером), он заходится в слезах и плачет до появления спазмов. Родители воспринимают это как признаки удушья, пугаются и отменяют свой запрет, только бы его успокоить. Происходит подкрепление истерического поведения малыша, и его атака на родителей становится все более интенсивной. Но если наш герой попробует воспроизвести эти маневры в своем детсадовском окружении, они однозначно не сработают. Ровесники не станут реагировать на истерику и крики положительным подкреплением. Напротив, они осудят плаксу и даже не возьмут его в игру. Постепенно ребенок перестанет считать свое манипулятивное поведение действенным и откажется от него. Он попытается искать иные, более эффективные способы коммуникации с миром. А это как раз то, что и требуется для социального развития ребенка. Не случайно детский сад считают первым общественным институтом социализации.

Возможная альтернатива?

Ещё один популярный родительский вопрос: являются ли альтернативой дошкольному учреждению центры развития, кружки и секции? Увы, не являются. В названных учреждениях ребенок, конечно же, общается с другими детьми. Но социализация гораздо шире общения. Её результатом является умение быть эффективным в обществе – проходить через ситуации отбора и конкуренции, разрешать конфликты, уметь выигрывать или, напротив, уступать, находить друзей и многое-многое другое. В детском саду ребенок, находясь в «самостоятельном плавании», волей-неволей приобретает перечисленные навыки: он ссорится и мирится, ревнует, отбирает игрушки у окружающих или, напротив, приносит свои и раздает все без остатка. Словом, ребенок овладевает наукой жизни в социуме. А эту науку не освоишь по учебникам, и восполнить пропущенное будет крайне трудно, потому что каждый возраст несет свои возрастные задачи.

Все сказанное не означает, что признав необходимость дошкольного учреждения, нужно бросить ребенка в новую среду обитания и отойти в сторону. Социализация – процесс болезненный. Ребенок страдает, переживает и боится нового окружения по-настоящему. И ваши помощь и присутствие потребуются ему как никогда раньше.

zarema

Зарема Джандар,
практический психолог высшей категории,
тел.: (063) 033 23 98;  скайп: z.dzhandar

Полный текст статьи читайте в журнале LolaKids зима 2015 

Понравилась статья? Добавь в закладки браузера: Добавить в закладки
Вы можете оставить комментарий, или трэкбек со своего сайта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос *

Адаптировал: Александр Божок, Бовкун Артем Google+