Хочешь стать автором?

Безопасность ребёнка – превыше всего!

Безопасность ребёнка – превыше всего!

Часть 1. Разумный подход к профилактике травматизма у детей.

Очень скоро, уже наступит лето, и малыши круглые сутки, будут проводить, играя на улице, или же отправятся по традиции к бабушке.

Где бы ребёнок не находился, без присмотра родителей, опасность будет подстерегать везде.

Но подходить к вопросу о безопасности нужно  с умом. Ведь многие мамочки, даже не подозревают о том, как наносят ущерб психологическому состоянию малыша, своими постоянными запретами.

В прошлых номерах нашего журнала, мы уже писали о безопасности малыша в доме, но не на обычной улице. Именно поэтому, опираясь на вопросы мам на нашем форуме, наша команда решила расширить познания молодых родителей, по поводу профилактики травматизма у детей.

В первую очередь, мы, обратились к специалисту по психологии, за казалось, бы, простыми советами. Какое же было наше удивление, после беседы, не с просто психологом – консультантом, а врачом — психологом -Лидией Николаевной.

Опровергните, или подтвердите тезис о том, что постоянные запреты, такие как, например: не прикасайся к тому предмету; не играй с тем мальчиком; не сбегай со двора с друзьями, играй так, чтобы я тебя видела; —  подобные выражения, способны повлиять на подсознание человека и вырастить труса? То есть, ребёнка, не способного принимать собственные решения,  и вообще могут привить беспомощность?

Окружая ребёнка постоянными запретами, мы, ограничиваем его жажду исследования окружающего мира, а значит, тормозим его развитие. Ребёнок, не способен понять сложных теоретических объяснений, он, все должен почувствовать. Например, желание удержать ребенка около себя, навязчивое сопровождение при любых перемещениях вне дома, лишает ребёнка ценности самостоятельных открытий, привычки опираться только на себя, умения разумно рисковать. Ограничение творческой активности, ведёт к вытеснению этих импульсов в бессознательную сферу. Посмотрите, что он делает с новой погремушкой: ощупывает, рассматривает, нюхает, пробует на вкус, слушает, какие звуки она издает, – только тогда он может получить представление о предмете.

Поэтому, прежде чем кричать “нельзя”, давайте подумаем, действительно ли нельзя делать столько много вещей? Так ли уж это опасно? Если смотреть на проблему запретов, то обнаружится, что лишь немногие из запретов действительно необходимы “постоянно” – два или три, потому что много запретов, ребёнок не может запомнить.

bezopasnost-rebyonka-prevyshe-vsego-2

Существует ли классификация ограничений?

Да.

Можно выделить три категории ограничений (вне зависимости от возраста ребенка):

Первая категория: «Нельзя никогда»

Есть вещи, которые нельзя при любых обстоятельствах. Как правило, это связано с физической безопасностью ребёнка. Например: нельзя совать пальцы в розетку или, если ребёнок маленький, то переходить дорогу без контроля взрослого и т.д.

Вторая категория: «Вообще нельзя, но иногда можно»

Есть в жизни ребенка правила, ограничения, которые иногда, при особых обстоятельствах можно и нарушить. Например, есть правило ложиться спать в 10 вечера и запрет ложиться позже. Но в 10 вечера приехал папа, после длительной командировки и вы понимаете, что в этой ситуации для ребёнка будет хорошо папу встретить, провести с ним некоторое время. В таких обстоятельствах, будет нормальным разрешить ребёнку лечь спать позже обычного, объяснив ему причину.

Третья категория: «Нельзя сейчас, но можно в другое время» и/или «Нельзя в такой форме, но можно в другой»

Есть занятия, которые вообще ребенку разрешаются, но в данный момент или в такой форме это неуместно, нельзя. Например, нельзя бросать камни в живое существо, но можно бросать камни в воду, когда там никого нет или в мишень, если это организовано безопасно.

Вот несколько правил, которых следует придерживаться относительно запретов в жизни ребенка:

  1. Слово «нельзя», обязательно должно присутствовать в жизни каждого ребёнка, но оно нуждается в пояснении: почему именно нельзя, причем понятным для ребенка, простым языком.
  2. Ограничений не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Запрещать лучше то, что никак невозможно разрешить, а не все подряд. Но при этом в жестком «нельзя» могут быть исключения: например, можно лечь спать попозже в Новый Год, в качестве исключения.
  3. Родительские требования, не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка, что очень важно для их физического и психического развития («не бегать», «не кричать», «не лезть» противоречит познавательной активности ребенка).
  4. Правила, ограничения, требования, запреты должны быть согласованы между собой, в рамках высказываний одного взрослого и между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещает мама, ни в коем случае не должен разрешать папа или бабушка.
  5. Ультимативные запреты плохо воспринимаются. Слово “нельзя” говорите строгим и твердым голосом, лицо при этом должно быть спокойным, ближе к недовольному, и уж, по крайней мере, без улыбки. Нежелательное действие ребенка при этом надо прерывать сразу же. Казалось бы, это очевидно, но слишком мало родителей действует таким образом. “Это нельзя брать, моя ласточка”, – говорит мама малышу, и забирает у него тюбик с зубной пастой, гладя по головке. Ребёнок растерян: запрет – и тут же ласка.

Что же делать в таком случае?

  1. Профилактически ликвидировать сам предмет конфликтной ситуации, позволяющей лишний раз почувствовать ребёнку свою беспомощность и зависимость от взрослых.
  2. Объяснить непонятное, можно только с помощью понятного, того, что уже было в чувственном опыте ребенка. Совсем маленькие дети, прекрасно понимают язык жестов, мимики, интонации, эмоциональных проявлений. Например, годовалому ребенку лучше мимикой и жестами передать мамин испуг от опасности, которая скрывает в себе розетка, чем объяснять, что там сидит загадочное «электричество».

Если мы, хотим научить ребёнка опасаться горячего, можно дать ему потрогать сначала теплую воду, потом горячее, потом еще горячее. Примером также может послужить метод отсроченных последствий: ребёнок, балующийся с водой, должен некоторое время походить в мокрой одежде, чтобы почувствовать, что это не очень приятное последствие его баловства. Альтернативный подход — разрешить баловаться в подходящей одежде. Для более старшего возраста, подойдут сказки, метафоры, иносказания.

Окружающий мир таит в себе для малыша много нового, неизвестного, но опасного. Потребность в новых впечатлениях является очень важным компонентом в развитии ребенка, что в дальнейшем лежит в основе формирования мотивационной сферы. Процесс открытия новых предметов и вещей – основной компонент взаимодействия ребенка и внешнего мира. И главным для родителей является максимальная безопасность ребенка и его полноценное развитие. Поэтому, подводя итоги, можно сказать, что запреты «нельзя» нужны для малыша, но в разумных пределах.

На какие аспекты, должны обратить внимание родители, при воспитании малышей, в плане обеспечения информационной базы об опасности, которая ожидает за порогом дома?

Дом – это место защиты, тепла и комфорта малыша, в котором родители окружают ребенка заботой и любовью. Но дети растут и выходят в новый для себя окружающий мир, естественно полный новых и опасных моментов.

В том то  и заключается вопрос, что же делать родителям? Как максимально подготовить ребёнка к «опасности вне дома»?

Самым важным для взаимодействия в социуме, являются навыки общения с людьми. В первую очередь, это зависит от общения и отношения к ребёнку в семье. В дальнейшем, когда приблизительно с трех лет начнется игровое взаимодействие с другими детьми, важно не прекращать эти игры. В более взрослом возрасте обязательно нужно объяснить ребёнку правила общения с незнакомыми людьми (а точнее, запрет открывать незнакомым взрослым двери, говорить с ними на улице или идти неизвестно куда). Что касается общения со сверстниками, важно дать развить ребёнку коммуникативные способности для вхождения в мир людей, успешной социальной адаптации.

Опасность может касаться места игры или прогулки (это касается уже дошкольный, младший школьный возраст). Никто не отменял обучение детей правильно переходить дорогу, соблюдать все правила дорожного движения. Также важно рассказать, где небезопасно гулять. Хотелось бы подчеркнуть, что всю информацию необходимо максимально объяснять, а не делать монотонную лекцию.

Что бы вы могли сказать нашим читательницам напоследок?

Что ещё напоследок сказать? Интересный вопрос.

Дети – наше счастье. Процесс развития всех необходимых сфер, социальной адаптации, формирование определенных навыков зависит от первых важных людей в мире ребёнка – родителей. Семья формирует базовые аспекты, такие как чувство защиты, доверие, развитие потребностей. И самым важным для ребенка является родительская любовь, ласка и забота. Ведь только безусловная любовь и полное принятие малыша станет основой для его полноценного развития.

Хочется сказать Вам, огромное спасибо, от сообщества мам, которые заботятся о своих детках! 

vrach-psiholog-krivonosova

Врач-психолог, гештальттерапевт Кривоносова Л.Н.

Автор: Романюк Ольга

Понравилась статья? Добавь в закладки браузера: Добавить в закладки
Вы можете оставить комментарий, или трэкбек со своего сайта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос *

Адаптировал: Александр Божок, Бовкун Артем Google+